Возьмись за любое дело, и увидишь, на что ты способен   (Й. В. Гёте)

Методическая копилка

Анализ лирического стихотворения

Сочинение— анализ лирического стихотворения (восприятие, оценка, истолкование)

Восприятие — важная составная часть системы психологического знания, необходимый этап познания, связанный в большей или меньшей степени с мышлением, памятью, вниманием; действие по значению глагола «восприять».

Оценка — мнение, суждение о качестве, достоинстве, значении (в данном случае лирического стихотворения). Положительное или отрицательное отношение, выражаемое в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявления симпатии или неприязни.

Истолкование — толкование, объяснение, освещение, комментирование, интерпретация. Делать ясным, понятным; устанавливать, раскрывать смысл; рассуждать, пояснять, разъяснять, дав толкование.

Сочинение — анализ лирического стихотворения очень сложный вид работы. Существует, образно говоря, целая наука о том, как анализировать лирическое стихотворение.

Итак, как же анализировать лирическое стихотворение?

Лирика (от греч. lira — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи и песни) — род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому.

Анализируя лирическое стихотворение, необходимо понимать, знать и помнить следующее.

Главная особенность лирики заключается в том, что она «сосредоточена прежде всего на изображении внутреннего мира человека» (Л. И. Тимофеев): мысли и чувства, переживания и настроения, впечатления и раздумья.

Лирическое стихотворение — сложный творческий процесс, в котором осуществляется преображение конкретного, единичного, только что пережитого в общезначимое, общечеловеческое.

Лирическое стихотворение — это предельная концентрированность, завершенность, исчерпанность, всеохватность мысли.

Анализ лирического стихотворения — это законченный вывод, итог, это работа, проверяющая наши мысли, чувства, картины, возникшие при чтении в нашем воображении. Это степень сопричастности, попытка приблизиться к позиции автора, к концепции произведения. Это сопутствие, сопереживание, со-размышление с поэтом. Это воображение и способность чувством отозваться на текст.

Только проницательному читателю открывается глубинный смысл лирического произведения.

Анализ лирического стихотворения требует тонкости. В центре внимания при анализе лирического стихотворения должно находиться движение поэтической мысли. Движение лирической темы — творческая мысль поэта о себе и окружающем. Оно несет на себе отпечаток мировоззрения, поэтического видения действительности, языка, стиля своего создателя.

Способность художника по-своему видеть мир и открывать его по-новому надо научиться распознавать и ценить.

Целостный анализ художественного текста слагается из единства его различных и взаимосвязанных уровней: идейного содержания; жанрово-композиционной структуры; языка как эстетически организованной системы.

1) Идейно-эстетический уровень анализа — это воплощенное в анализе в соответствии с авторским замыслом содержание произведения как результат эстетического освоения изображаемой действительности.

2) Жанрово-композиционный уровень — это поэтическая структура в ее широком понимании, т. е. то, как «сделано» произведение.

3) Языковой уровень — система изобразительных средств, посредством которых выражается содержание произведения.

В анализ лирического стихотворения необходимо включение творческой истории стихотворения.

В лирическом стихотворении особым способом выражения авторского сознания является лирический герой — «единство личности, не только стоящей за текстом, но и воплощенной в самом поэтическом сюжете, наделенной определенной характеристикой» (Л. Я. Гинзбург).

Сюжет в лирическом произведении — сама последовательность авторского эмоционального высказывания. Сюжет существует всегда только в образной системе стихотворения. Событие в стихотворении сжато, свернуто, фактически это только намек на рассказ, которому присущи острая динамичность, упорядоченность в организации текста.

Анализируя лирическое стихотворение, необходимо определить его тему, идею, основную авторскую мысль, авторский замысел, авторскую позицию, поэтический замысел стихотворения.

Основой работы при анализе лирического стихотворения является постижение поэтического слова и образа. Нужно учитывать специфику лирического образа, описательный образ в лирике, найти, какие образы использует поэт.

Лирическая поэзия — это тайна языка, слова. В лирической поэзии слово приобретает особую выразительность, особенно из-за нахождения в контексте, где оно связано с другими словами множеством стилистических, смысловых, грамматических, синтаксических и прочих связей. Так образуются тропы.

Тропы — преобразование, переосмысление единиц языка. Это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, представляющихся нашему сознанию близкими. Тропы играют определенную роль в создании образа, в воплощении темы и идеи.

Лирические стихотворения — это слова, «отягченные смыслом, наполненные им», и тем не менее «всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение» (А. А. Блок). Такие слова являются в тексте ключевыми, опорными. К ним тянутся «нити различных уровней текста».

Это не только слова, значимые для стихотворения как художественного целого, без которых невозможно понимание мысли автора, смысла стихотворения. Но это и слова, максимально выразительные и насыщенные, несущие поэтический образ.

Выявление художественной функции каждого элемента стихотворения — важный этап анализа лирического стихотворения.

Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Общему стилистическому целому стиха подчинена рифма — созвучие концов стихов. Рифма связывает строки — ритмические единицы.

«Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе» (В. В. Маяковский. «Как делать стихи»).

Определение своеобразия поэтики анализируемого стихотворения — характеристика не только ритмико-синтаксической организации, структуры стиха, но и звукопись — музыкальное звучание строфы. В. В. Шефнер звучание стиха определил как «точеную точность стиха».

Система изобразительных средств, представляя собой языковую форму выражения, всегда связана с содержанием, формирует и воплощает его.

Реальное восприятие лирического стихотворения индивидуально. Оно может ассоциироваться с какими-то жизненными воспоминаниями, быть близко и значимо, но, анализируя лирическое стихотворение, необходимо опираться на биографический, литературный, социально-культурный и исторический фон, учитывать характер предложенного для анализа материала. Главное — постижение стихотворения и ни в коем случае не подмена анализа лирического стихотворения описанием личных впечатлений от этого стихотворения.

Единство формы и содержания, личностное отношение, сочетание аналитического и эмоционального начал при анализе лирического стихотворения сделают его интересным и значимым. А понимание образной системы стиха, вкус к метафоре, умение ее видеть и понять ее значение, способность услышать и слушать музыку стиха поднимает человека на новую эстетическую высоту.

Памятка о том, как учить стихи

Человек, который знает много стихов, любит литературу, хорошо владеет речью. Заучивание стихов не только труд, но и удовольствие, если уметь это делать. Вот несколько советов.

Никогда не учите построчно.

Внимательно прочитайте стихотворение, лучше вслух, два-три раза, стараясь передать настроение, вдумываясь в смысл и звучание отдельных строк. После этого закройте книгу и попробуйте прочитать стихотворение наизусть. Сразу выяснится, что уже запомнилось. Восстановите забывшееся в первом четверостишии, несколько раз его прочитайте, добиваясь выразительности чтения. Присоедините к первому четверостишию второе, сверяясь с текстом. Таким образом выучите стихотворение целиком. Два-три раза прочитайте его полностью вслух при закрытой книге. Обязательно повторите стихотворение вечером или утром следующего дня.

источник:http://www.prosv.ru/ebooks/ivanchenko_podgodovka_literatura_11/3.html

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана.
Определить границы эпизода, дать ему название.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
кто они?
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
автора;
персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
Охарактеризовать героев - участников эпизода:
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
друг к другу;
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Рассмотрим пример. Предлагаем вам уже составленный развернутый проблемный план сочинения по анализу эпизода "Бородинское сражение" из романа Л.Толстого "Война и мир". Проблемным этот план называется потому, что его пункты составили вопросы, на которые предполагается отвечать в сочинении. Прочитайте его внимательно, следя за логикой рассуждений и их мотивировкой. Для того, чтобы содержание этой работы было вам хорошо ясно, перечитайте указанные главы романа Л.Толстого.

ПРОБЛЕМНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
Анализ эпизода
"Бородинское сражение"
из романа Л.Толстого "Война и мир" (т.2, ч.2, гл. 19-39)
Вступление:
Доказываем, что эпизод Бородинского сражения является кульминационным в изображении войны в романе.
Кратко характеризуем его связь с изображением войны 1805-1807 гг. и с описанием войны 1812 года.
Главная часть:
Кто из героев романа принимает участие в эпизоде?
Почему сражение показано глазами Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения (приводим цитаты)? Какие открытия он делает на Бородинском поле (цитируем)?
Какими и с какой целью показаны в эпизоде Борис Друбецкой и Долохов?
Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения (можно процитировать)? Почему ему была неприятна встреча с Пьером? (Кратко сравните с эпизодом приезда Пьера к князю Андрею в Богучарово.) Что думает князь Андрей о военной тактике, о Кутузове, об исходе сражения (приводим цитаты)?
На какие микроэпизоды можно разбить этот большой эпизод? Кратко сопоставим микроэпизоды "Пьер на батарее" и "Князь Андрей в резерве". Почему Толстой так распорядился судьбой героев?
Какими увидел Толстой в этом эпизоде Кутузова и Наполеона? Как он их противопоставляет?
Какие приемы использует Толстой для раскрытия характеров Наполеона и Кутузова до начала сражения? На какие детали их внешности и поведения обращает внимание? Обязательно приводим цитаты.
Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажем, что они противопоставляются как полководцы и как личности (можно использовать термин "конфликт"). Цитируем.
Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде? Приводим суждения автора (в подробном пересказе или в цитате.) Формулируем мысли (идеи) автора, выраженные в этом противопоставлении, а значит, и во всем эпизоде.
Как Кутузов и Наполеон связаны в антитезе "истинное-ложное"? Формулируем мысли автора по этому вопросу.
Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения?
Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора? Приводим цитаты.
Почему эпизод начинается и заканчивается пейзажем? Кратко анализируем пейзаж и делаем выводы.
Как раскрывается в эпизоде содержание слова "мир"? Когда оно еще звучало в романе в этом смысле? (Так вы свяжете эпизод с основными идеями романа и смыслом его названия.)
Раскрываем мастерство Толстого в создании эпизода:
Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые солдаты или знакомые нам вымышленные персонажи? Так вы охарактеризуете композицию эпизода.
Как сочетается в описании сражения стремление Толстого к обобщению, с одной стороны, и к детализации, конкретности - с другой?
Докажем, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как историк, как философ, как художник-реалист и как психолог (желательно все эти слова использовать в сочинении).
Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:
Доказываем, что этот эпизод - композиционный центр романа.
Какую роль играет эпизод в описываемых событиях романа? Делаем вывод.
Какую роль эпизод играет в судьбе главных героев романа (говорим о тех героях, о которых речь шла в пункте 1-м главной части)? Делаем вывод.
Как выразились в эпизоде взгляды Толстого на роль личности в истории, на причины военных побед и поражений? Делаем вывод.

Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.

источник: http://shkola.lv/?mode=lsntheme&themeid=30